Подписывайся на наш Инстаграм и Телеграм-канал с полезными вакансиями

Бэклог продукта: пошаговое руководство

Бэклог продукта – это важнейший компонент разработки продукта, состоящий из перечня задач, расположенных в порядке важности, который отвечает за продукт с момента создания до его реализации и официального выпуска. Преобразуя специальную терминологию в простые понятия, бэклог продукта облегчает его создание. Давайте подробнее рассмотрим основные этапы и ключевые элементы бэклога продукта, а также то, как менеджер по продукту отвечает за его создание, приоритизацию и поддержание на должном уровне.
Разделите бэклог на две колонки

При создании бэклога определите его масштаб, относится ли он ко всей линейке продуктов компании, к подгруппе продуктов или только к одному продукту – это поможет вам управлять его функциями.
Участвуя в нескольких проектах, я понял, что разделение бэклога на две колонки: основной бэклог и бэклог спринта (носит данное название, поскольку может включать один или несколько спринтов) – отличная практика. Идея заключается в том, чтобы сосредоточиться на самых важных элементах, что позволит быстро их разработать, в то же время сохраняя общую картину всех функций в основном бэклоге.
Изначально оба бэклога представляют собой высокоуровневый список функций. Однако бэклог спринта обычно делится на эпики и пользовательские истории для удобства выполнения, а долгосрочный бэклог остается неизменным. Только менеджер по продукту решает, какие элементы переместить из одной колонки в другую.

Источники бэклога

Далее необходимо определить потенциальные источники для функций бэклога. Примерами могут служить поиск, осуществляемый пользователями, запросы клиентов, опросы и подробные маркетинговые исследования. Если у вас есть актуальные данные, полученные при работе с другим продуктом, они также могут послужить отличным источником. Вот еще несколько часто используемых:
  • Поскольку команда контроля качества активно работает с продуктом, она может предоставить ценные отзывы и информацию об улучшениях;
  • Хорошим источником отзывов клиентов может быть нерешенная производственная ситуация или проблема с продуктом, о которой сообщили на месте;
  • Анализ проблем или ошибок продукта также может дать представление о том, как его улучшить;
  • Спрос продаж;
  • Идеи или решения в области НИОКР.
Источники бэклога могут быть разными, однако наиболее распространенными являются видение продукта, поиск, осуществляемый пользователями, анализ продаж и поддержки, а также отзывы команды контроля качества.

Воздержитесь от блокировки функций

Хороший менеджер по продукту должен уметь управлять бэклогом и действовать как куратор, контролирующий появление и выполнение функций. Бэклог составляется таким образом, что наиболее приоритетные элементы находятся вверху списка, а наименее важные – внизу. Менеджеры по продукту должны способствовать включению элементов в бэклог, а не блокировать их. Блокировка должна осуществляться только в крайних случаях, когда менеджер по продукту полностью уверен, что функция бесполезна. Вместо того, чтобы сразу блокировать элементы, позвольте с помощью приоритизации осуществить фильтрацию. Это может показаться неразумным, но вы можете включить функцию, которая, вероятно, даже не будет разработана в течение пяти лет. В то время, как наличие всех возможных функций в одном месте является ценным источником.
Управление элементами

Бэклог состоит из высокоуровневых функций, которые должны перерасти в эпики, пользовательские истории или просто быть введены с описанием, чтобы появиться в бэклоге. При их включении убедитесь, что у вас достаточно информации, однако не переусердствуйте с деталями. Будьте гибкими: тратьте время на составление описания только тогда, когда элементы уже приближаются к стадии разработки.

Менеджер по продукту должен поддерживать баланс между видением общей картиной и не слишком углубляться в детали, чтобы сэкономить время и сохранить эффективность.

Приоритизация бэклога

Сортировка бэклога – основной процесс расстановки приоритетов. Это весьма стратегический шаг, который сосредоточен на данных, а не на интуиции. Хотя приоритизация обычно является обязанностью менеджера по продукту, она должна быть подтверждена и одобрена высшим руководством. Наличие структуры поможет вам отстоять свои решения касаемо расстановки приоритетов. Вы должны суметь представить структуру, донести основную мысль и получить одобрение.
Одним из основных требований для поддержания здорового процесса приоритизации является создание четко определенного «веса» и критериев оценки функций бэклога. Различные продукты требуют различных решений в зависимости от их характера. В следующем разделе я представлю практические компоненты, которые можно использовать в качестве набора инструментов для создания различных вариантов эффективной приоритизации.

Определите критерии для приоритизации

Определите критерии, которые важны для вашего продукта, и используйте их для оценки каждой функции бэклога. Данные критерии обязательны для любого продукта:
  • Доходы. Этот критерий основывается на отзывах клиентов или отдела продаж, и показывает, какой потенциальный доход может принести функция. Если согласованная сделка еще не заключена, потенциальный доход будет лишь приблизительным. Несмотря на это, это по-прежнему полезная метрика для приоритизации, поскольку она помогает менеджеру по продукту избегать функций с потенциально низкой окупаемостью инвестиций (ROI);
  • Соответствие рынку и уникальность торгового предложения. Соответствие рынку показывает, решает ли данная функция существующую проблему пользователей. Уникальность торгового предложения – это мера, указывающая, насколько новая функция уникальна по сравнению с вашими конкурентами. Сочетание этих двух элементов выделит наиболее важные функции, которые еще не были разработаны конкурентами, и, таким образом, предоставит огромные возможности;
  • Комплексность. Данный критерий сочетает предполагаемое время запуска и общую сложность выполнения. На сколько функций это повлияет? Каковы прямые и потенциально скрытые затраты для каждой? Стремитесь к кратчайшим срокам сдачи с максимальной стоимостью, которую может принести функция;
  • Воронка бэклога продукта. Функции следует отсортировать в порядке важности.
Прочие критерии, рассматриваемые в зависимости от продукта:
  • Уверенность. Насколько вы уверены, что данный продукт будет востребован? Это важный критерий для стартапов, а также при выходе компании на новый рынок;
  • Риск. Чем выше риск, тем ниже показатель данного критерия. Он тесно связан с критерием уверенности;
  • Цена. Высокая цена реализации понижает показатели. Данный критерий аналогичен критерию комплексности, однако бывают случаи, когда высокая стоимость подразумевает короткие сроки разработки.
Метод оценки

Прежде чем оценивать каждую функцию бэклога, установите от трех до четырех вариантов (очень низкий, низкий, средний, высокий) и кратко опишите их. Например, в отношении продолжительности разработки функций критерий комплексности будет иметь следующие оценки:

  • Очень низкая: реализация функции занимает всего несколько дней (данная функция получает высшую оценку);
  • Низкая: реализация занимает меньше полного спринта или одной-двух недель;
  • Средняя: реализация занимает один спринт или две недели;
  • Высокая: реализация занимает более одного спринта (данная функция получает самую низкую оценку).

Не присваивайте уровням порядковые номера (то есть не используйте 0, 1, 2, 3). Вместо этого используйте следующую систему:

  • 0 баллов за очень низкую оценку
  • 1 балл за низкую оценку
  • 3 балла за среднюю оценку
  • 9 баллов за высокую оценку
При использовании данного метода оценки вы получите четкое разделение совокупности функций. Это имеет существенное значение, когда вы используете его с 30 или 50 функциями и не хотите, чтобы в конечном итоге 15 функций имели одинаковую оценку. Поэтому вам нужен четко упорядоченный список приоритетов.

Определите «вес»

Следующим важным шагом является определение «веса» или факторов для выбранных критериев. По умолчанию все критерии в равной степени влияют на оценки функций. Однако иногда они оказывают существенно иное влияние, а значит, и более весомый вклад. В целях упрощения, давайте возьмем числовой пример с двумя критериями: A и B. Если вы суммируете баллы, как описано выше, каждый критерий будет составлять половину оценки. Однако, если критерий А в два раза важнее критерия Б, вам следует составить такую формулу:

Общая оценка функции = 0,66 * A + 0,33 * B

Может быть много разных вариантов этой формулы, в зависимости от веса коэффициентов, который преобразуется в число. «Вес» всегда должен быть равен единице.
Метод «взвешивания» позволяет компании приоритизировать элементы бэклога в соответствии со своей стратегией. Например, если компания ориентирована на краткосрочные доходы, факторы, связанные с ними, будут иметь более высокую оценку в схеме «взвешивания», чем другие.

Оптимизация пользовательских историй

После того, как процесс приоритизации завершен, следующим шагом в бэклоге спринта является создание пользовательских историй. Менеджер по продукту добавляет в бэклог начальные описания функций и необработанные версии пользовательских историй. Затем следует привлечь скрам-команду для создания новых пользовательских историй, отвечающих их потребностям. Оптимизация (или груминг) бэклога, безусловно, является результатом командной работы. Мне нравится проводить мозговые штурмы с командой, превращая пользовательские истории в функции, поскольку именно тогда абстрактное видение сменяется фактической реализацией. Хотя вы можете попытаться определить точную пользовательскую историю в качестве лидера продукта, обязательно помните о вкладе команды: по моему опыту, пользовательская история может быть значительно улучшена благодаря вкладу команды.

Краткосрочный бэклог состоит из трех типов пользовательских историй:
  • Необработанные – это недавно оформленные истории, которые обрабатываются на стадии «чистки». Чтобы продвинуть лучшие истории на стадию разработки, менеджер по продукту должен проявлять инициативу и руководить командой;
  • Готовые – это истории, готовые к разработке. На этом этапе менеджер по продукту должен быть активным и способствовать исполнению, отвечая на вопросы и устраняя неполадки;
  • Законченные – это завершенные истории, готовые к размещению и выпуску. Краткосрочный бэклог продукта состоит из трех типов пользовательских историй: необработанных, готовых и законченных.
Поддержание бэклога на должном уровне

Периодически следует перепроверять оба бэклога – основной и спринта. Когда долгосрочный список перегружен задачами, пересмотрите элементы внизу и решите, нужно ли их исключить или нет. Кроме того, обязательно перепроверьте бэклог после составления плана выпуска. С пересмотренной приоритизацией вам следует переместить элементы в краткосрочный бэклог, если их приоритет изменился.

После того, как функции реализованы и выпущены, пометьте их как «выполненные» и заархивируйте в основном бэклоге. Они могут понадобиться вам для ретроспективы спринта и измерения ключевых показателей эффективности (KPI). Бэклог спринта – это выполняемый список задач, который включает один или несколько спринтов.

Как донести суть бэклога

Поскольку бэклог – это основной план создания продукта, для менеджера по продукту крайне важно эффективно донести его до команды, генерального директора и/или других заинтересованных лиц. Список не следует представлять в таком виде, как он есть, т.к. слишком много деталей перегрузит аудиторию. Вместо этого сосредоточьтесь на двух аспектах:
Приоритетный механизм. Обоснуйте взвешенные критерии элементов бэклога с помощью данных и предоставьте их общую сводку. Таким образом, вы убедите аудиторию в том, что созданный вами бэклог отвечает всем требованиям и соответствует видению компании.
Функции. Представьте функции бэклога сверху вниз. Уровень детализации должен зависеть от аудитории, и вам, возможно, придется объяснить как функции, так и их оценки.
Мощное средство

Бэклог продукта представляет собой переход от стратегического мышления к повседневной тактике для менеджеров по продукту. Развитие навыков, необходимых для управления, расстановки приоритетов, обновления и поддержания бэклога, позволит вам создавать отличные продукты и повышать эффективность работы вашей компании.

Больше полезных статей в рассылке

Подписка в один клик, никакого спама
Наши контакты
E-mail: info@mymonday.by

Тел.: +375 29 5767723
Error get alias