О работе BA и PM
в вопросах и ответах

Перевод: Екатерина Воеводина
Такие разные на первый взгляд позиции, как Project Manager и Business Analyst, зачастую на практике имеют ряд пересекающихся функций. Так в чем все-таки разница? И может ли один человек совмещать две должности? Мы зашли на сайт Quora.com и нашли ответы на эти вопросы.
В чем разница между руководителем проектов
и бизнес-аналитиком?

Чак Кобб
автор и тренер по Agile управлению проектами (более 100 тыс. учеников)
В связи с распространением методологий семейства Agile, различие между двумя ролями постепенно изменяется и размывается. В традиционном плановом проекте существует четкое различие. BA отвечает за работу с пользователями по определению и документированию требований, а PM отвечает за руководство и управление командой проекта для реализации этих требований.

В традиционной плановой среде основная ответственность руководителя проекта состоит в том, чтобы планировать и управлять проектом в соответствии с затратами и планировать цели в соответствии с четко определенными требованиями (которые были определены и задокументированы BA). Такой подход не очень хорошо работает во многих областях, имеющих высокий уровень неопределенности, к которым относится и разработка программного обеспечения. Гораздо более адаптивный подход необходим в тех средах, где требуется поэтапный и итеративный подход к проекту и дальнейшая разработка требований на основе отзывов пользователей по мере выполнения проекта.

В такой гибкой среде вообще не может быть PM или BA; но, если роли существуют, они очень разные. Роль Agile PM состоит не только в более широком акценте не только на достижение целей по затратам и графику, но и на выработку более адаптивного подхода, который направляет проект к оптимизации бизнес-результатов. Роль BA в Agile-среде сужается, потому что команда разработчиков обычно взаимодействует с пользователями напрямую для разработки требований и меньше полагается на хорошо документированные требования.

Если вы планируете свою карьеру на будущее, важно понимать, как эти роли развиваются, а не планировать свою карьеру в зависимости от того, как это было реализовано в прошлом.
Иван Колев
занимается обеспечением ядерной безопасности (2018 – н.в.)
Разница такая же, как между менеджерами и аналитиками:

  • Аналитики проводят анализ данных прошлых событий и могут в конечном итоге представить некоторые тенденции и прогнозы. Хотя их анализ, если он неправильный, может повлиять на процесс принятия решений менеджерами, аналитики не влияют напрямую на будущее.
  • Менеджеры принимают решения на основе прошлых данных и прогнозов, а также опыта и других практических соображений (которые не обязательно известны аналитикам) своего проекта, производственного процесса или бизнес-единицы - их решения напрямую влияют на будущее.
Упасана Бхат
бизнес-аналитик в сфере ИТ, сертифицированный Scrum-мастер
Давайте попробуем объяснить это простым языком.

Для успеха проекта важны два аспекта:
  1. Понимание потребностей бизнеса. То есть потребностей деловых людей, которых мы называем требованиями бизнеса. Этими потребностями может быть повышение эффективности организации или решение некоторых проблем внутри организации или оптимизация процессов внутри организации. Таким образом, бизнес-аналитик отвечает за понимание потребностей бизнеса и разработку системы для удовлетворения потребностей.
  2. Понимание потребностей проекта. То есть потребностей проекта с точки зрения ресурсов, стоимости, бюджета, планирования и т.д. Эти потребности должны обеспечить бесперебойное выполнение проекта и обеспечить предоставление качественных продуктов / услуг в рамках бюджета и сроков. Таким образом, человек, который отвечает за удовлетворение потребностей проекта, является руководителем проекта.
Джезза Саттон
cтарший менеджер программных проектов в Relativity (2017 – н.в.)
В ИТ-индустрии и проектах по разработке программного обеспечения я часто чувствую, что мы все выполняем множество разнообразных обязанностей, что является результатом совместной работы, которую мы делаем, и которую нужно ценить и развивать. Однако за такие размытые границы иногда приходится платить, так что ваш вопрос очень актуален.

На мой взгляд, руководитель проекта в конечном итоге несет ответственность за принятие решения. Он также несет ответственность за координацию и обеспечение совместной работы всех частей команды.

Бизнес-аналитик является одной из этих очень важных частей и исследует и понимает бизнес-процесс или бизнес-проблему, которую мы решаем, и может помочь нам услышать голос клиента, чтобы команда смогла предоставить то, что соответствует потребностям клиента.

Но если вы менеджер по проекту, вы зачастую пересекаете границы и вносите свой вклад, чтобы помочь во многих моментах, и тесно сотрудничаете с BA, чтобы понять проблему и выработать решение. Если вы BA в моей команде, я, вероятно, буду очень тесно сотрудничать с вами, чтобы помочь выработать решение, и я буду полагаться на вашу экспертизу в области и ваши аналитические навыки. Я приму участие и помогу нам найти ответ, но я полагаюсь на ваши знания. Это взаимодействие, вероятно, наиболее интенсивно в начале проекта, но на протяжении всего проекта вы наблюдаете за принятыми в течение итераций решениями и вы будете помогать нам нести ответственность за то, чтобы все работали на тот результат, который ожидает от нас заказчик.
Нужно ли бизнес-аналитикам получать квалификацию
в управлении проектами?

Пиарас МакДоннел
руководитель ИТ-программ со всеми необходимыми квалификациями и 15+ годами опыта
И да и нет.

Если вы позиционируете себя как Senior BA (то есть хорошо оплачиваемый), вам потребуется два типа сертификации, чтобы позиционироваться на рынке и в крупных организациях.

Профессиональная сертификация (например, CBAP) необходима, чтобы доказать, что вы знакомы с бизнес-процессами и можете сообщить результаты анализа на профессиональном уровне. Для этого достаточно сертификации Prince2 или эквивалента.

Вторая сертификация основана на предметной области, бухгалтерском учете, программировании, ITIL и т.д. Как Senior BA, вы должны продемонстрировать, что являетесь экспертом в изучаемой теме, а также в процессе.

Опыт работы позволит вам работать BA, сертификация позволит выйти на позицию должность Senior BA.
Фабиан Боэм
в прошлом Senior IT BA в GoodLife Fitness; в н.в. Senior BA в Digital Services
Я бы не сказал, что BA должен получить квалификацию PM, но это определенно помогает. У меня лично есть полномочия PMI, а также я волонтер в качестве вице-президента нашей местной главы PMI. Поскольку BA работают в тесном контакте с руководителями и в некоторых организациях также иногда выступают в качестве руководителей, очень ценно для BA и организации, если у BA есть четкое понимание лучших практик PM. Интересным недавним событием является то, что PMI разработал обозначение для проектно-ориентированных BA, которые я бы порекомендовал вам получить: http://www.pmi.org/Certification/PMI-Professional-in-Business-Analysis-PMI-PBA.aspx
Когда руководителем проектов и бизнес аналитиком должны быть
два разных человека?

Ричард Бек
занимается стратегией продукта, маркетингом и презентацией
Один занимается анализом и преобразованием результатов анализа в решение. Другой - координацией и коммуникацией.

Часто люди, занимающие эти позиции, имеют разные наборы навыков и разную направленность. Объединение ролей не вполне правимерно.

Тем не менее, один пример, где имеет смысл объединить две роли - это очень маленькие проекты без большого количества заинтересованных сторон, в которых скорость имеет существенное значение. В таком случае вы сможете сосредоточиться на оперативном создании продукта.
Сергий Гладкий
архитектор корпоративных решений
Я привык быть тем, кто всегда делает и то и другое. Тем не менее я должен сказать, что дисциплины не имеют ничего общего и требуют разных навыков. У PM есть PMBoK, у BA - BABoK. Главная цель менеджера проекта - создать четко определенную «вещь» ко времени, в рамках бюджета и на желаемом уровне качества.

Основная цель бизнес-аналитика - дать четкое определение «вещи», которая будет создана.
Чак Кобб
автор и тренер по Agile управлению проектами (более 100 тыс. учеников)
Роли необходимо разделять, когда есть достаточно значительный объем работы, чтобы оправдать обе роли. Это может быть связано с:
  • масштабом и сложностью проекта,
  • критичностью целей, которые должны быть достигнуты, и
  • используемой методологией проекта.
В Agile-проекте обычно нет роли менеджера проекта или бизнес-аналитика на уровне команды. В этой среде вам нужно будет обосновать, зачем нужна любая из этих ролей.

Больше полезных статей в рассылке

Подписка в один клик, никакого спама
Наши контакты
E-mail: info@mymonday.by
sales@mymonday.by
Тел.:
+375 29 5767723